Литература

Лазерная локация земли и леса

5.1. Виды лазерно-локационных данных

Вопрос о видах лазерно-локационных данных уже рассматривался в главе

Вернемся к этому вопросу еще раз, чтобы рассмотреть его более полно.

Ранее мы уже определили два основных вида лазерно-локационных данных:

  1. в дальномерной форме; 
  2. в форме интенсивности отраженного импульса.   

Кроме этих основных видов, выделяют еще следующие дополнительные виды:

  1. навигационные; 
  2. сопутствующие.

Эти виды данных считаются дополнительными, потому что по своему семантическому содержанию прямо не могут быть отнесены к лазерно-локационным. Однако данные такого рода неизбежно появляются как выходной продукт работы практически любого современного аэросъемочного лидара. Именно в этом смысле такие данные могут считаться лазерно-локационными.

Навигационные данные определяют положение и ориентацию сканирующего блока в каждый момент лазерно-локационного измерения, и поэтому их наличие является важнейшим условием появления основных видов лазерно-локационных данных (рис. 39).

pic_39.png
Рисунок 39. Навигационные данные

Кроме того, навигационные данные имеют и вполне самостоятельную ценность. С одной стороны, в силу их роли в окончательном расчете координат лазерных точек навигационные данные активно используются в процедурах метрологической поддержки и коррекции: здесь речь идет о процедурах измерения выставочных параметров, калибровки, «подтяжки» проходов и т.д. С другой стороны, данные такого рода могут использоваться по своему прямому назначению – в качестве пилотажно-навигационных, т.е. помогать экипажу качественно выполнять полетное задание и на этапе послеполетной обработки контролировать качество выполнения съемки (рис. 40).

pic_40.jpg
Рисунок 40. Контроль качества пилотирования средствами программного комплекса ALTEXIS

В левом окне траектории навигационных данных визуализированы специальными маркерами на фоне растровой карты района съемки. В правом окне изображен фрагмент лазерно-локационных данных. Красным цветом изображены лазерные точки, полученные с недопустимо большим значением бокового крена, что является нарушением со стороны экипажа, выполнявшего аэросъемочный полет.

Существуют также сопутствующие лазерно-локационные данные. Прежде всего это видео- и фотосопровождение. Большинство аэросъемочных лидаров имеет соответствующее оборудование, причем часто видео- и фотокамеры встроены непосредственно в сканирующий блок. Специфика ЛЛ метода съемки состоит в том, что при совместной обработке этих видов данных их ортотрансформирование и геопривязка могут во многом быть автоматизированы (рис. 41).

pic_41.jpg
Рисунок 41. Синхронные фрагменты ЛЛ данных и цифрового аэрофотоснимка